«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНО-ИГРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Наши
дети живут и развиваются в новую эпоху-эпоху информационных технологий. Само
время требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от
традиционного информационно – накопительного метода обучения, направленного на
усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на
современном этапе – развивающему обучению. Именно при развивающем обучении создаются
условия для развития у ребенка активности, самостоятельности, творческого
преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем развития
интеллекта и креативности уверены в себе, успешней учатся, лучше
ориентируются в социуме.
Для
реализации идеи развивающего обучения
использую современные технологии, развивающие игры и пособия.
Проблемно-игровая технология интеллектуально-творческого развития детей
«Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича и Т.Г. Харько - это как раз путь от
практики к теории [4:5].
Технология «Сказочные лабиринты
игры» - это развивающие игры
Воскобовича, сказки-инструкции к ним. Инструкции к играм – это сказки
Фиолетового Леса, в сюжет которых органично «вплетаются» интеллектуально-творческие
задания. Говорят, хороший бриллиант требует огранки. Почему бы огранку не
придать игре, например, сказочную? Интерес детей к сказкам - это и
дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения (см. Приложение 1).
Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с
Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают
дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Перспективное
планирование познавательно-творческого развития детей составлено по месяцам.
(см. Приложение 2)
Интеллектуально-творческому развитию
детей способствует и атмосфера в коллективе. Как кружево из тонких ниточек, она
сплетается из чувств внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получать
отрицательной оценки взрослых, и чувства
внутренней раскованности и свобода за счет поддержки взрослыми его творческих
начинаний [1:32].
Результаты
промежуточной диагностики интеллектуально-творческого развития детей показали, что лучше всего у малышей развивается
понятливость, умение анализировать, сравнивать. Дети 5-6 лет умеют
концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить
начатое дело до конца. Трехлетние малыши легко различают и называют желтый,
красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие
цвета. Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой
моторики детских рук. Кроме того, у детей, с которыми работали по технологии,
нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на
плоскости. Они рано начали читать. Повысилась мотивационная готовность малышей
к школе. Дети, которые постепенно переходят к взрослой "форме"
обучения и "наигрались" в дошкольном детстве, хотят идти в школу и
учиться ради самого учения. И, как правило, делают это хорошо и с интересом
[2: 27].
Опыт работы показал, что технология "Сказочные лабиринты
игры" в первую очередь направлена на организацию такого развивающего
обучения, в котором тренируются и развиваются виды умственной деятельности
ребенка-дошкольника. В результате у детей развиваются моторика кисти и
пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины),
мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение
симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей),
творческие способности.
Для ребенка основной деятельностью, в
которой проявляется его творчество, есть игра. Но игра не только создает
условия для такого проявления. Как показывают исследования психологов, она в
значительной степени стимулирует развитие творческих способностей ребенка. В
самой природе детских игр заложены возможности развития гибкости и оригинальности
мышления, способности конкретизировать и развивать как свои собственные
замыслы, так и предложения других детей. И взрослым остается лишь использовать
эту естественную потребность для постепенного вовлечения детей в более сложные
и творческие формы игровой активности[3: 51].
Проект
Семинар
НОД "Круговорот воды в природе"
НОД "Карлсон в гостях у дошколят"
|