ОТЧЕТ РАБОТЫ ЗА 2014 - 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
Вторая группа раннего возраста "Одуванчики"
Охрана и укрепление здоровья детей
Первостепенной задачей в работе группы, является задача:
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей раннего возраста, в том числе и эмоционального благополучия.
Работа по физическому развитию включала в себя разнообразные формы работы: утренняя гимнастика, подвижные игры, развитие движений (НОД), физкультминутки, дыхательная и пальчиковая гимнастика, физкультурно-оздоровительная работа (воздушные и солнечные ванны, босохождение, ходьба по дорожкам здоровья, побудки, упражнения в постели), прогулки.
Среди родителей проводилось: анкетирование «Забота о здоровье детей», консультации «Здоровый малыш», «Режим дня – прекрасный друг здоровья», «Гимнастика для малышей», оформление буклета «Домашняя игротека» (где описаны игры для детей раннего возраста с включением разных форм двигательной активности). На родительском собрании в экскурсии по групповой комнате особое внимание родителей я обратила на центр Здоровья, где представила наше спортивное оборудование, большая часть которого сделана своими руками. Дала советы родителям по изготовлению пособий (массажные коврики, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия) из подручного материала для домашнего использования, с целью укрепления здоровья детей. Такие формы сотрудничества помогли заинтересовать и повысить активность родителей. Оказав спонсорскую помощь, родители приобрели нам в центр Здоровья мячи для сухого бассейна.
Правильно воспитывать здорового ребенка можно лишь тогда, когда соблюдаются единые требования детского сада и семьи в вопросах воспитания, оздоровления, распорядка дня, двигательной активности, гигиенических процедур, культурно-гигиенических навыков. Поэтому очень важно оказывать родителям необходимую помощь (полезные советы, обмен опытом, публикации) и привлекать их к участию в совместной работе.
|
Условия осуществления образовательного процесса
Организация предметной образовательной среды в группе и материальное оснащение.
В группе создана своя предметно-пространственная развивающая образовательная среда, позволяющая реализовать ООП ДО в соответствии с ФГОС ДО.
Значение окружающей среды для детей раннего возраста сложно переоценить. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, анализаторы, с помощью которых малыш получает разнообразную информацию из окружающего мира, а ведущим видом деятельности выступают познавательно-практическая деятельность, в том числе предметная и общение. Поэтому при создании развивающей предметно-пространственной среды я старалась создать для малышей атмосферу ярких впечатлений. Среда в группе детей раннего возраста получилась яркой, насыщенной, комплексной, т.е. отвечает не только санитарным, но и эстетическим требованиям и носит развивающий характер.
Все игровое пространство в группе разделено на развивающие центры активности:
Игровой конструктивный центр – здесь выставлены все виды конструктора, игрушки (используемые в конструировании), машины различных размеров. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужный строительный материал, игрушку, сесть на коврик и заняться строительством.
В игровом центре для девочек – обустроены магазин игрушек, парикмахерская, дом. Этот центр представлен предметами, имитирующими бытовую обстановку. Это крупная игрушечная мебель. Соразмерная детям и большим куклам.
Центр отдыха, или релаксации. Сидя в кресле или лежа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры.
Центр продуктивной деятельности. В нем расставлены столы, за которыми малыши учатся разукрашивать, лепить, изучают цвет, форму, рядом на полочке выставлен весь необходимый материал для продуктивной деятельности и полочка Красоты, на которой гостят различные игрушки народного промысла.
В Центре природы – представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным миром, временами года, их признаками; различный материал и атрибуты для проведения опытов.
Спортивный центр – где расположились спортивное оборудование и сухой бассейн. Большая часть оборудования спортивного центра сделана своими руками. Для стимулирования двигательной активности в группе есть горка.
Центр речевой деятельности – Книжный и Театральный центр. В книжном представлены книжки и иллюстрации в достаточном количестве. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся книжку и рассмотреть. Здесь мы вместе с детьми читаем сказки, а затем их обыгрываем, для этого в Театральном центре выставлены все виды театров для детей раннего дошкольного возраста.
Дидактический Центр. Человек получает информацию через органы чувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем, а также двигательные компоненты. В центре выставлены развивающие игры, имеется игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрёшки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики и др.).
Обеспечение безопасности жизни и деятельности ребенка в здании и на прилегающей к ДОУ территории
Основным нормативно-правовым актом, содержащим положение об обеспечение безопасности участников образовательного процесса, является закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», который в пп.3 ч.3 ст.32 устанавливает ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса.
В групповой комнате созданы безопасные условия для воспитания и обучения детей раннего возраста. Группа эстетично оформлена. Организация игрового пространства и подбор игрушек в соответствии с возрастом ребенка (не опасны для жизни и здоровья детей). Все шкафы в группе закреплены. Детская мебель изготовлена из безопасных материалов, с закругленными формами. Мебель (столы и стулья) соответствуют росту детей, промаркированы.
Территория участка ограждена забором из сетки рабица и полосой зеленых насаждений (деревья, кустарники). Игровое оборудование и постройки безопасные, с приспособлениями, дающими возможность малышам двигаться и играть. Песочница в отсутствие детей закрывается.
Семья и группа
Собрания группы (тема и основная цель):
В целях повышения уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей, родительские собрания стараемся проводить в нетрадиционной форме.
1. «В детский сад без слез» (в форме устного журнала) Цель: Создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение, путем взаимодействия детского сада и семьи.
2. «Развитие игровой деятельности детей раннего возраста» (за круглым столом) Цель: Привлечь внимание родителей к детской игре. Научить родителей способам игры с детьми.
3. Сенсорное развитие детей раннего возраста. Видеопрезентация итогового занятия с малышами «Кот Мурлыка в гостях у ребят» (за чашечкой чая). Цель: Познакомить родителей с особенностями сенсорного развития детей раннего возраста. Показать достижения детей через образовательную деятельность.
Взаимодействие с семьями воспитанников.
В 2014 - 2015 учебном году работе с родителями уделялось достаточно времени.
Одной из актуальнейших задач на сегодняшний день, является организация работы с семьей. Сложности встречаются в период адаптации ребенка к детскому саду. Здесь особенно важен контакт родителей и воспитателя, поскольку для малыша отрыв от семьи - очень тяжелый и болезненный процесс. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.
Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду. Но семье и детскому саду зачастую не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.
В этом году организован клуб «Молодая семья», цель которого: помочь детям и родителям успешно адаптироваться к ДОУ путем создания условий через взаимодействие детского сада и семью. Свою работу я начала со знакомства с будущими родителями и экскурсии по групповым помещениям. В целях рекламы была представлена мультимедийная презентация «Хорошо у нас саду!», отражающая один день из жизни сада (организация режимных моментов, игровая деятельность, а также рекомендации по их выполнению).
Следующие встречи были организованы для родителей и их детей. Мое знакомство с малышами начиналось через разнообразные игровые моменты, которые способствуют установлению эмоционально-благоприятных взаимоотношений между мною и детьми (пальчиковые игры; игры, побуждающие к двигательной активности; игры с дидактическими игрушками; обыгрывание потешек, пестушек; музыкально-ритмические движения с речевым сопровождением, игры-забавы). Чувствуя себя в безопасности рядом с мамой, малыш охотно идет на контакт. Такие встречи нужны и нам, и родителям, и конечно детям, ведь от этого зависит конечный результат – спокойный, здоровый ребенок, с удовольствием посещающий дошкольное образовательное учреждение.
В следующем году я планирую продолжить работу и увеличить число встреч с родителями и их детьми. Организовывать совместные игровые досуги в родительском в клубе «Молодая семья». Привлечь в наш клуб родителей-отцов.
В течение года проводились разнообразные формы работы с родителями:
Традиционные формы взаимодействия:
Информационно-наглядные: материалы на стендах «Расти здоровым малыш», «Как приучить ребёнка к самостоятельности» и т.д.
Папки - передвижки «Обучение восприятию цвета детей», «Семь родительских заблуждений о морозной погоде» и т.д.
Рекомендации «Как играть с малышом», «Использование элементов устного народного творчества в воспитании детей раннего возраста» и т.д.
Памятки для родителей «Проблемы адаптации ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения», «Собираюсь в д.с.», «Режим – это важно» и т.д.
Индивидуальные: беседы, консультации, «Игры и игрушки», «Ладушки-ладушки» (о развитии мелкой моторики) и т.д.
Коллективные: родительские собрания на тему «Как развивать речь малыша» и т.д.
Нетрадиционные:
Познавательные: Родительский клуб «Молодая семья», устный журнал «В детский сад без слез» и т.д.
Информационно-аналитические: анкетирование родителей «Знакомство», «Здоровье малыша»
Наглядно-информационные: Выпуск журналов для родителей «Малышок».
Проблемы, планы и перспективы развития
Основные проблемы группы (в том числе нерешенные в отчетном году)
В результате анализа эффективности деятельности за 2014 - 2015 учебный год были выявлены:
Одна из проблем, которую я испытывала в начале учебного года - это взаимодействие с родителями.
Современные родители не всегда понимают значения воспитательного процесса, осуществляемого в детском саду. Они интересуются только питанием малыша и считают, что группа раннего возраста - место, где только присматривают за детьми. Некоторые родители считают, что, отдав ребенка в детское учреждение, они снимают с себя ответственность за его воспитание и развитие. Из-за нехватки времени и занятости на работе родители не всегда посещают родительские собрания. Вяло проявляют интерес к сотрудничеству с воспитателем, малоактивны и участвуют в роли наблюдателей.
Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс и кропотливый труд со стороны воспитателя.
Проанализировав особенности каждой семьи, выработала тактику своего общения с каждым родителем. Для решения проблемы старалась использовать разнообразные формы (как традиционные, так и нетрадиционные) сотрудничества с семьей. Вовлекала родителей в образовательный процесс и повышала компетенцию в области воспитания детей раннего возраста. Подбирала актуальные и интересные темы для родительских собраний (в форме круглого стола, родительских гостиных, игровых тренингов), где мы с родителями могли спокойно пообщаться, поиграть, разучить пальчиковую игру и изготовить игрушку. Организовывала фотовыставки: «Наша мама – золотая прямо» (к празднику 8 Марта), «Мой папа – моя гордость» (к 23февраля). Через клуб «Молодая семья» совместно решали проблемы адаптационного периода. К концу года у нас сложились доверительные, партнерские отношения, родители стали проявлять искренний интерес к жизни группы.На этом я не останавливаюсь, а продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.
Таким образом, чем больше будет взаимодействие с родителями воспитанников и вовлечение их в жизнь группы, тем большую поддержку получат малыши и выше вероятность, что их жизнь в детском саду будет полна впечатлениями.
Основные направления развития группы на ближайшую перспективу.
Исходя из данных анализа, и с целью реализации ФГОС ДО в образовательном учреждении в 2015 - 2016 учебном году предстоит работать над проблемой:
Цель: Осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей раннего возраста.
Задачи:
- Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
- Обогащение и пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
- Повышение эффективности взаимодействия детского сада и семьи в процессе развития детей.
- Сохранение и укрепление здоровья детей через физкультурно-оздоровительную работу. Вернуться
|