«ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ
СРЕДА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС» Форма проведения
– аукцион педагогических идей Задачи: 1.
Определить
понятие «предметно-развивающая среда», элементы, принципы построения,
особенности; 2.
Активизировать
действия педагогов на проектирование предметно-развивающей среды ДОУ для
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания,
обеспечения разнообразной деятельности
детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития
в соответствии с ФГОС. Обобщение опыта работы Е.Ю. Чуриной Комфортной
является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в
ней детей раннего возраста. Кроме того, особенностями предметно-развивающей
среды является яркость и насыщенность
помещений, ведь окружающий мир побуждает в детях различные эмоции. Чтобы
украсить пространство, мы использовали цвет, который способен менять настроение и поднимать
жизненный тонус. Наши
малыши, заходя первый раз в групповую комнату, опираются на визуальный анализатор, т.е. вначале оценивают
помещение, окружающие предметы, а потом уже обращают внимание на
доброжелательность и приветливость воспитателя. Для
того чтобы предметно-развивающая среда выполняла свое основное назначение –
создавала условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности
мы учли следующие требования: § соответствовать
возможностям ребенка на границе перехода к следующему этапу его развития, т.е.
создать зону ближайшего психологического развития; § содержать как известные ребенку компоненты, так и
проблемные, подлежащие исследованию, т.е. соответствовать уровню развития; § быть
неисчерпаемой, информативной для ребенка, удовлетворяя его потребность в
новизне, преобразовании и самоутверждении; § быть системной,
т.е. отвечать определенному возрасту и
содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры. Создание общего энергетического поля, в
нашей группе это уголок «Здравствуйте, я пришел». Все игровое пространство в группе разделено
на развивающие центры активности детей, которые мы представили в виде
одуванчика, т.к. наша группа так и называется. Малыши так лучше запоминают
название центров, это панно служит еще и украшением группы. Игровой конструктивный центр – здесь
выставлены все виды конструктора, игрушки (используемые в конструировании),
машины различных размеров. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужный
строительный материал, игрушку, сесть на коврик и заняться строительством. В игровом
центре для девочек – обустроены магазин игрушек, парикмахерская, дом.
Этот центр представлен предметами, имитирующими бытовую обстановку. Это крупная
игрушечная мебель. Соразмерная детям и большим куклам Центр отдыха, или релаксации. Сидя в кресле
или лежа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем
играют в пальчиковые игры. Центр продуктивной деятельности. В нем
расставлены столы, за которыми малыши учатся разукрашивать, лепить, изучают
цвет, форму, рядом на полочке выставлен весь необходимый материал для
продуктивной деятельности и полочка Красоты, на которой гостят различные
игрушки народного промысла. В Центре природы – представлен
широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным
миром, временами года, их признаками; различный материал и атрибуты для
проведения опытов. Спортивный центр – где расположились спортивное оборудование и сухой бассейн.
Большая часть оборудования спортивного центра сделана своими руками. Центральное
место в групповом пространстве занял Центр речевой деятельности – Книжный и
Театральный Центр. В книжном представлены книжки и иллюстрации в
достаточном количестве. Каждый ребенок имеет возможность взять понравившуюся
книжку и рассмотреть. Здесь мы вместе с детьми читаем сказки, а затем их
обыгрываем, для этого в Театральном Центре
выставлены все виды театров для детей раннего дошкольного возраста.
Знания можно получить не только из книжек, для того чтобы малыши лучше узнали о
народной культуре мы планируем создать еще мини-музей «Горницу». Так узнав
новую сказку, ребенок может тут же увидеть упоминавшиеся в ней предметы:
русскую печку и другие предметы домашней утвари. И
самый любимый детьми Дидактический Центр. Человек получает информацию через органы чувств, поэтому важно, чтобы
к исследованию предметов, явлений и
процессов было подключено как можно больше анализаторных систем, а также двигательные
компоненты. В центре выставлены развивающие игры,имеется игровой
материал для познавательного развития детей (мозаики, матрёшки, пирамидки,
панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши,
коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики и др.). Таким образом,
предметно-развивающая среда в группе детей раннего возраста получилась
комплексной, т.е. отвечает не только санитарным, но и эстетическим требованиям
и носит развивающий характер. Мы стараемся не отставать от наших старших
дошкольников и пытаемся учитывать тематическое планирование при создании предметно-развивающей
среды, только у нас тема длится месяц.
Учебно-методическая деятельность
|