ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ 2-3 ЛЕТ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
В ходе работы по развитию познавательно-творческих способностей детей 2-3 лет в игровой деятельности были выдвинуты следующие задачи:
1. Стимулировать у дошкольников желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия.
2. Совершенствовать у детей процессы анализа, сравнения и синтеза.
3. Способствовать накоплению детского познавательно-творческого опыта через практическую деятельность.
4. Поощрять у детей проявление самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
Содержание разработанных игровых упражнений и ситуаций способствовали становлению процессов внимания, памяти, умений анализировать, сравнивать предметы и их свойства, определять сходство и различие, видеть различные образы в знакомых предметах. Использование в игровом сюжете разных препятствий, которые ребенку от лица персонажа приходилось преодолевать и в конце концов получать результат на фоне чувства радости и удовлетворения, помогли развить волевую регуляцию.(см. Приложение 1)
Развитие сенсорных способностей пронизывает всю деятельность детей младшего дошкольного возраста. Малыши не просто осваивают цвет, форму, величину и пространственные отношения, они учатся выделять связи между элементами рассматриваемых предметов, оценивать сочетания цвета, формы и величины[2:31]. Дети 2-3 лет различают не четыре цвета, а все семь цветов радуги, действуют с различными геометрическими фигурами: квадратами, треугольниками и кругами, прямоугольниками и овалами, сравнивают один-три предметов по величине, знакомятся с пространственными характеристиками.
Детская деятельность в игровых ситуациях является результативной. Ребенок всегда получает результат от действий с различными предметами (крупными и мелкими, твердыми и мягкими, жесткими и гибкими) - собранную фигуру, построенную башню, сложенный конверт. Это способствует не только развитию мелкой моторики пальцев и рук, но и становлению речемыслительной функции.
Содержание организация детской деятельности направлены на развитие творческих способностей и самостоятельности, гибкости и подвижности ума у детей. Воспитатель создает ощущение внешней и внутренней безопасности, которое проявляется в отсутствии с его стороны отрицательной оценки и критических замечаний. При этом ребенок может свободно высказывать свое мнение, предлагать варианты решения задачи, выбирать способы действия. Уже малышам 2-3 лет предлагаются творческие задачи и проблемные ситуации. Понятно, что у детей этого возраста еще недостаточно опыта для того, чтобы решить какую-то проблему с достаточной степенью достоверности, но малышам дается возможность высказать свое мнение и предложить разные варианты решения, пусть даже самые фантастические[3: 25]. В игровом общении детей друг с другом и с воспитателем развивается коммуникативная культура, создается ощущение свободы и комфорта. Дети дают ответы на вопросы воспитателя, называют составленные из частей предметы: посуда, одежда, животные и другие.
В процессе освоения математического содержания больше внимания уделяем тому, чтобы ребенок узнавал, называл и действовал с познаваемыми предметами, таким образом нет засилья деятельности по анализу геометрических фигур.
Образовательное содержание выстраиваем по принципу усложнения, постепенного и постоянного, как бы по спирали. Представления, умения, которые получают дети, опираются на уже приобретенные, поэтому.Содержание образования на достаточно высоком уровне трудности. Это помогает эффективно развивать познавательные способности детей, ведь, как отмечают психологи, отсутствие перед ребенком препятствий, которые надо преодолевать, делает развитие слабым и вялым[4:42].
Образовательное пространство - это взаимодействие детей и воспитателя через реализацию сюжета сказок Фиолетового Леса. В игровых ситуациях есть сюжет, роли и действия, но отсутствует воображаемая ситуация из-за того, что главный акцент сделан на освоении детьми развивающих игр и развитии познавательных процессов.
Сюжет – это приключения персонажей в Фиолетовом Лесу с различными превращениями и чудесами, участвуя в которых сказочный герой, а значит, и ребенок от его лица действует с развивающей игрой. Приключения могут быть реальные (лягушата наводят порядок на «Кораблике „Плюх-плюх"» и для этого подбирают соответствующие инструменты)ифантастические (квадрат превращается в конфету или конверт). Если игра новая для ребенка или решение задач в хорошо знакомой игре требуют от него проявления волевых усилий, сюжет ситуаций становится схематичным.
Игровые действия – это складывание, нанизывание на стержень или шнурок, прикрепление частей к игровому полю, конструирование по образцу и замыслу, шнурование, составление из частей.
Игровые роли выполняют персонажи: Гусь-капитан, Пчелка Жужа, Магнолик и другие. Воспитатель и ребенок действуют от лица персонажа и помогают ему в решении неотложных проблем и различных задач.
Использование сказочных сюжетов и сказочной среды, завуалированность задач и заданий делает обучение опосредованным, придает игровую форму взаимодействию детей и взрослых, реализует игровую мотивацию. Кроме того, все это создает эмоционально-положительный фон, вызывает ощущение радости и переживание удовлетворения от деятельности. В результате ребенок дошкольного возраста эффективно развивается в соответствии с принципом «Не навреди»[5:52].
Материалом, с которым ребенок действует, являются развивающие игры и пособия фирмы «Развивающие игры Воскобовича». Они отличаются рядом особенностей, которые обусловлены структурой самой игры. Во-первых, вариативностью и некой незавершенностью игровых действий, то есть возможностью решать, придумывать и воплощать в действительность разнообразные игровые задания и задачи. Во-вторых, широким возрастным диапазоном участников игр от малышей до взрослых. В-третьих, возможностью проявлять творчество и детям, и взрослым. Все вышеперечисленное помогает поддерживать детский интерес в течение длительного времени, а воспитателю – использовать различные методические приемы и «изюминки», превращая игры в «долгоиграющий восторг» [1:3].
Все образовательное содержание представлено в виде игровых ситуаций, которые являются совместной игровой деятельностью детей и взрослых. При ее организации взрослый говорит от лица автора-рассказчика и от имени персонажа, участвует в игре как умный, опытный товарищ, не спешит ответить за ребенка на поставленный вопрос, решить задачу, что-то собрать или сделать за него, а дает возможность малышу подумать и самостоятельно выполнить действия, найти ответ на ту или иную задачу.
Такой подход способствует развитию у детей самостоятельности, проявлению творческих способностей, желания добиться результата.
Сюжетная линия игровых ситуаций выстроена таким образом, что часто познавательная деятельность заканчивается подвижной игрой, ганцем или пластичным движением под музыку. В конце воспитательпредлагает детям своего рода контрольный вопрос, который показывает, внимательно ли малыши слушали материал, что усвоили и запомнили.
Совместную игровую деятельность можно организовывать в то время, которое удобно педагогу: в утренний отрезок времени – как вариант образовательных ситуаций по математическому и речевому развитию, ознакомлению с предметным миром и экологическому образованию, в вечерний отрезок времени – как досуг или познавательно-творческое развлечение детей и взрослых.
Приложение 2
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Харько Т.Г. Методика познавательно-творческого развития дошкольников. Сказки фиолетового леса. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС. – 2012. - 203с.
2. Венгер Л.А. Развитие общих познавательных способностей как предмет психологического исследования//Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. М. – 1986. - 177 с.
3. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989. - 70 с.
4. Жуковская Е.А. Игра и ее педагогическое значение. - М.:Педагогика.- 1975.-112 с.
5. Запорожец А.В. Игра в развитии ребенка// Психология и педагогика игры дошкольника. М.:Просвещение.-1966
Игровые ситуации
обобщение опыта