Учебно-методическая деятельность
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Экологическое воспитание детей
раннего возраста – тема моего педагогического поиска. Ранний возраст - самое
благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об
окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента
поступления ребенка в детский сад. Реализуя программу С.Н. Николаевой «Юный
эколог», целью которой является воспитание осознанно правильного отношения детей
к природе, формирования у них основ экологического сознания считаю, что задача
воспитателя в работе с детьми раннего – заложить первые представления и
ориентиры в мире природы.
Даю ребятам понятие о том, что и
растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое
главное, чувствуют боль, как человек. Сломанная ветка плачет, срубленная елка
плачет и просит помощи. Малыши все понимают буквально и ощущения свои сохраняют
надолго, а если они эмоционально окрашены, то и на всю жизнь. Правильное
отношение к живым существам является конечным результатом, и воспитывается оно
в совместной со взрослым деятельности, игре. Такая деятельность наиболее
эффективна, если вызывает положительные эмоции у детей, если они активно
воспринимают все то, что говорит и делает воспитатель. Воспитание не станет
экологическим, если уже в раннем возрасте дети не поймут: комнатным растениям
нужна вода, птичке – зерна и вода, морской свинке – трава и вода, а воробьям
зимой - крошки хлеба.
Учитывая возрастные особенности
детей раннего и младшего возраста, построила свою работу по принципу «что вижу,
то и познаю». Нашими помощниками здесь стали наглядные средства. Сделала
бутафорские деревья по сезонам, знакомые и понятные детям такого возраста
цветы, птиц, жучков. И теперь совместно с детьми совершаем прогулки к деревьям,
цветам. Здороваемся с ними, узнаем, как у них дела, слушаем их настроение. А
это музыка. С помощью красивой инструментальной музыки в сочетании со звуками
природы учимся чувствовать красоту, доброту.
Занятия строю по принципу отражения конкретной
темы и образа. В центре внимания этих занятий – нравственное поведение ребенка:
полюби, полюбуйся, порадуйся, не обижай, помоги, не трогай. Отправляясь в
путешествие «на поляну» или «в лес», настраиваю детей на улыбку, на доброе,
уважительное отношение ко всему, с чем или с кем мы повстречаемся. Так приятно,
когда видишь, как у ребенка загораются глаза добрым блеском! Такие занятия
создают предпосылки для раскрытия эмоционального потенциала ребенка, воспитания
элементарного экологического сознания.
Камни, песок, вода круглогодично
присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют
творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также
мелкую моторику. В центре воды и песка малыши играют: пересыпают песок из
ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и
откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют,
процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и
понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить
и строить, а из какого – нет.
Опыт и наблюдения повторяются,
усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые
итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют
яркий след в душе ребенка. Занимаясь вопросами экологического воспитания уже в
раннем возрасте, перекидываем мостик для благоприятного усвоения знаний по этой
проблеме во второй младшей группе детского сада.
Для работы с детьми по теме
составила перспективный план на каждый месяц по теме «Знакомство с неживой
природой: песком, камнями, водой», куда включила наблюдения, игровые задания,
эксперименты и занятия. презентация "Кто как кричит?" презентация "Угадай-ка" Занятие Игры
|