ПРОГРАММА ПОГРУЖЕНИЯ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
« ШКОЛЬНЫЙ РОСТОЧЕК»
(тренинговые занятия в подготовительной группе)
ОСТАЛОСЬ НАМ СОВСЕМ ЧУТЬ-ЧУТЬ
ДО ЖИЗНИ ШКОЛЬНОЙ,
НОВОЙ.
НАМ НУЖНО ПРАВИЛА УЗНАТЬ,
И БУДЕМ К НЕЙ ГОТОВЫ
ЗАНИМАТЬСЯ НАДО НАМ
МЫ С ДОСКИ НЕ СВОДИМ ГЛАЗ
ПЕДАГОГИ УЧИТ НАС
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Помочь будущим школьникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
- Организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества.
- Создание предпосылок для групповой сплочённости класса
- Повышение уровня интеллектуальной зрелости через расширение кругозора
- Развитие познавательных процессов
- Развитие произвольной сферы и саморегуляции
- Формирование и развитие коммуникативных умений
- Развитие координации движений, мелкой моторики и пространственной ориентации.
- Формирование мотивов, побуждающих к учению.
- Диагностика
школьной зрелости
Проблема адаптации, первоклассников к школе является актуальной для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески привлечь к себе внимание и действительно привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие, наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны взрослых - учителя и родителей.
Что же является наиболее сложным для первоклассников?
Прежде всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа станет привычным местом, но должно пройти некоторое время, чтобы это произошло.
Первоклассникам неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы даже самые элементарные правила (например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока учитель спросит) стали привычными. Что касается правил поведения в школе, то их предъявление может вызывать у детей некоторое сопротивление. Это связано с тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому первоклассникам сложно принять эти правила и контролировать с их помощью свое поведение.
Конечно, и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь, чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению эмоционального комфорта.
Нам представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого важно дать будущим ученикам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. При этом имеет смысл предоставить, будущим первоклассникам необходимую для знакомства со школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер. Одной из первостепенных задач является разработка методов профилактики у дошкольников «школобоязни» и развития социальных мотивов учения. С этой целью разработан недельный курс погружения в школьную жизнь « Школьный росточек». Цель данного проекта: помочь детям подготовительной группы в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников. Научить детей организовать взаимодействие друг с другом как предпосылку формирования навыков учебного сотрудничества.
Занятия проводятся каждый день и именуются уроками. Их продолжительность 30 минут. Между уроками проходят перемены продолжительностью 10 минут. Завершающее занятие проводится как итоговое в виде развлечения, в конце которого дети получают «Диплом настоящего школьника»
По ходу всего курса дети вместе с воспитателем заполняют историю своей школьной жизни. Создают книгу «ХРОНИКА ШКОЛЬНОЙЖИЗНИ» куда помещаются все домашние задания ребят все их рисунки, поделки, фотографии.
В огромной степени тревога ребёнка по поводу школы связана с тем, как домашние относятся к его школьной жизни.
1. Школьная тема дома: В течение всего проекта дети ежедневно получают домашние задания, которые они выполняют вместе с родителями. Ребёнок должен продиктовать взрослому короткий рассказ о каком-либо (по своему выбору) эпизоде прошедшего дня. На родительском собрании мы подробно обсуждаем с родителями смысл этих дополнительных, хлопот и способы помощи ребёнку при выполнении им первых домашних заданий. Взрослый должен быть не цензором и критиком детских сочинений, а благодарным и заинтересованным слушателем, аккуратным писцом и (если невмоготу) деликатным редактором. Соавторство родителей допускается, но не в изложении чувств и мыслей ребенка.
2. Домашняя тема в школе: На уроках мы выборочно проверяем домашние задания. Читаем домашние сочинения и свободно разговариваем о том, что заслуживающее внимание случилось в последнее время (необязательно в школе). Обычно всем детям хочется показать своё домашнее задание и рассказать о каких-то значимых событиях, поэтому в конце дня выделяется время для общения в неформальной обстановке, например, расположившись с детьми кружком на ковре. Это время когда не только допускаются, но и поощряются любые рассказы о событиях (не только школьных) Установлено, что, поделившись чем-то значимым, личным дети потом не испытывают потребности затевать во время урока разговор «не на тему»: для таких разговоров они располагают определенным временем и местом.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
1. Занятия проводятся в конце учебного года
2. Занятия проводятся в течение одной недели по три занятия в день.
3. Номера занятий отражают последовательность их проведения.
4. Завершающее занятие является итоговым и носит для детей развлекательный характер.
5. Занятия проводятся одновременно со всей группой.
6. При проведении занятий педагоги опираются на несколько правил, которые будут способствовать адаптации первоклассников к школьной жизни. Поддерживают желание детей принимать участие в обсуждении, их попытки отвечать на вопросы педагогов.
Даже если ответ ребёнка не вполне соответствует содержанию вопроса, педагог поддержать его, сказав: «Какое интересное мнение», и спросит ребят: «А кто думает по-другому?». На этих занятиях нет неправильных ответов, важно, чтобы каждый ребенок почувствовал, что его мнением интересуются, с тем, чтобы повысить его включенность в учебный процесс.
7. В высказываниях в адрес детей педагоги избегают отрицательной оценки, так как многие неверные ответы или поведение могут быть связаны с напряженным состоянием детей. Очень важно не скупиться на поддержку детей, находить в каждом что-то, за что можно похвалить, о чем можно сказать: «Мне понравилось...»
ФОРМЫ РАБОТЫ
На занятиях используются различные формы работы с детьми: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие задания, обсуждение с детьми выполненных заданий; обобщение результатов некоторых заданий в виде общих выставок.