ПРОГРАММА ПОГРУЖЕНИЯ В ШКОЛЬНУЮ ЖИЗНЬ
« ШКОЛЬНЫЙ РОСТОЧЕК»
(тренинговые
занятия в подготовительной группе)
ОСТАЛОСЬ НАМ СОВСЕМ
ЧУТЬ-ЧУТЬ
ДО ЖИЗНИ ШКОЛЬНОЙ,
НОВОЙ.
НАМ НУЖНО ПРАВИЛА УЗНАТЬ,
И БУДЕМ К НЕЙ ГОТОВЫ
ЕЖЕДНЕВНО ПО-УТРАМ ЗАНИМАТЬСЯ НАДО НАМ МЫ С ДОСКИ НЕ СВОДИМ ГЛАЗ ПЕДАГОГИ УЧИТ НАС
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
- Помочь будущим
школьникам в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников.
- Организация
взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного
сотрудничества.
- Создание
предпосылок для групповой сплочённости класса
- Повышение уровня
интеллектуальной зрелости через расширение кругозора
- Развитие
познавательных процессов
- Развитие произвольной сферы и саморегуляции
- Формирование и развитие
коммуникативных умений
- Развитие
координации движений, мелкой моторики и пространственной ориентации.
- Формирование
мотивов, побуждающих к учению.
- Диагностика
школьной зрелости
Проблема
адаптации, первоклассников к школе является актуальной для всей системы
образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все
дети переживают и волнуются. Выражается это по-разному: одни стараются всячески
привлечь к себе внимание и действительно
привлекают его своей подвижностью и не всегда оправданной активностью, другие,
наоборот, как будто замирают, говорят тише, чем обычно, с трудом вступают в
контакт с другими учениками и учителем. При всем многообразии различных
проявлений поведения детей в период адаптации, можно сказать, что все первоклассники
в этот нелегкий для них период нуждаются в помощи и поддержке со стороны
взрослых - учителя и родителей.
Что же является наиболее сложным для первоклассников?
Прежде
всего, им очень непросто сориентироваться в пространстве школы, оно незнакомо для них. Со временем школа
станет привычным местом, но должно
пройти некоторое время, чтобы это
произошло.
Первоклассникам
неизвестны многие правила поведения ученика в школе, на уроках, и необходимо какое-то время, чтобы
даже самые элементарные правила
(например, о том, что нельзя кричать с места, а надо поднять руку и ждать, пока
учитель спросит) стали привычными. Что касается правил поведения в школе, то их
предъявление может вызывать у детей некоторое сопротивление. Это связано с
тем, что им далеко не всегда понятно, зачем они нужны, а потому
первоклассникам сложно принять эти
правила и контролировать с их помощью свое поведение.
Конечно,
и учитель, и родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно
быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь,
чтобы высокий уровень внутренней напряженности уступил место ощущению
эмоционального комфорта.
Нам представляется возможным в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к
школе. Для этого важно дать будущим
ученикам возможность осознать, каким
правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют
школьниками. При этом имеет смысл предоставить, будущим первоклассникам необходимую для знакомства со
школьной ситуацией информацию в систематизированном виде, чтобы процесс
вхождения в школьную жизнь имел плавный и последовательный характер. Одной из первостепенных задач является
разработка методов профилактики у дошкольников «школобоязни» и развития
социальных мотивов учения. С этой целью
разработан недельный курс
погружения в школьную жизнь « Школьный росточек». Цель данного проекта: помочь детям
подготовительной группы в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в
роли учеников. Научить детей организовать взаимодействие друг с другом как
предпосылку формирования навыков учебного сотрудничества.
Занятия проводятся каждый
день и именуются уроками. Их продолжительность 30
минут. Между уроками проходят перемены продолжительностью 10 минут. Завершающее занятие проводится как
итоговое в виде развлечения, в конце
которого дети получают «Диплом настоящего школьника»
По ходу всего курса дети вместе с воспитателем заполняют историю своей
школьной жизни. Создают книгу «ХРОНИКА ШКОЛЬНОЙЖИЗНИ» куда помещаются все домашние
задания ребят все их рисунки, поделки, фотографии.
В
огромной степени тревога ребёнка по
поводу школы связана с тем, как домашние
относятся к его школьной жизни.
1. Школьная
тема дома: В течение всего проекта
дети ежедневно получают домашние задания, которые они выполняют вместе с
родителями. Ребёнок должен продиктовать
взрослому короткий рассказ о каком-либо (по своему выбору) эпизоде прошедшего
дня. На родительском собрании мы подробно обсуждаем с родителями смысл этих
дополнительных, хлопот и способы помощи ребёнку при выполнении им первых
домашних заданий. Взрослый должен быть не цензором и критиком детских
сочинений, а благодарным и заинтересованным слушателем, аккуратным писцом и
(если невмоготу) деликатным редактором. Соавторство родителей допускается, но
не в изложении чувств и мыслей ребенка.
2. Домашняя тема в школе: На уроках мы выборочно проверяем домашние задания.
Читаем домашние сочинения и свободно разговариваем о том, что заслуживающее
внимание случилось в последнее время (необязательно в школе). Обычно всем детям
хочется показать своё домашнее задание и рассказать о каких-то значимых
событиях, поэтому в конце дня
выделяется время для общения в неформальной обстановке, например, расположившись
с детьми кружком на ковре. Это время когда не только допускаются, но и
поощряются любые рассказы о событиях (не только школьных) Установлено, что, поделившись чем-то
значимым, личным дети потом не испытывают потребности затевать во время урока
разговор «не на тему»: для таких разговоров они располагают определенным
временем и местом.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ
1. Занятия проводятся
в конце учебного года
2. Занятия проводятся в течение одной недели по три занятия в день.
3. Номера занятий отражают
последовательность их проведения.
4. Завершающее занятие
является итоговым и носит для детей развлекательный характер.
5. Занятия проводятся
одновременно со всей группой.
6. При проведении
занятий педагоги опираются на несколько правил, которые будут
способствовать адаптации первоклассников к школьной жизни. Поддерживают желание детей принимать участие
в обсуждении, их попытки отвечать на вопросы
педагогов.
Даже если ответ ребёнка не вполне соответствует содержанию вопроса,
педагог поддержать его, сказав: «Какое
интересное мнение», и спросит ребят: «А
кто думает по-другому?». На этих занятиях нет неправильных ответов, важно, чтобы
каждый ребенок почувствовал, что его
мнением интересуются, с тем, чтобы повысить
его включенность в учебный
процесс.
7. В высказываниях в адрес
детей педагоги избегают отрицательной
оценки, так как многие неверные ответы или поведение могут быть связаны с
напряженным состоянием детей. Очень важно не скупиться на поддержку детей,
находить в каждом что-то, за что можно похвалить, о чем можно сказать: «Мне
понравилось...»
ФОРМЫ РАБОТЫ
На
занятиях используются различные формы работы с
детьми: игровые задания и упражнения психологического характера, творческие
задания, обсуждение с детьми выполненных заданий; обобщение результатов
некоторых заданий в виде общих выставок.
Уроки-занятия главную страницу
|