Задачи:
Образовательные – углублять и расширять представления о живой и неживой природе края, формировать культуру общения, правильное отношение к ситуациям, которые опасны для человека и окружающего мира, расширять словарный запас детей- древесина, тайга, живица, заповедник, ленок, валек, налим, таймень, росомаха.
Развивающие – развивать мышление, воображение.
Воспитательные – воспитывать любовь к растениям и животным нашего края. Вызвать желание общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, нам пришло послание от Буратино. Как вы думаете, что находится в конверте (предположения детей). А давайте, посмотрим, что там лежит (диск).
1 слайд «Путешествие за чудесами»
На день рождения Буратино подарили компьютерную игру «Путешествие за чудесами», но у него не получается пройти все уровни игры. Что же делать? Вы готовы ему помочь? Тогда за дело!
2 слайд «Карта Бодайбинского района»
Это карта Бодайбинского района».
Давайте ее внимательно рассмотрим.
Как называется поселок в котором мы живем? (Артемовский). Он обозначен на карте красным цветом. Другие разноцветные точки – это тоже остановки. Сколько их? Каким цветом они обозначены?
Отправляемся с вами в первый тур игры.
3 слайд «Символ автомобильной дороги»
Ребята, на чем можно путешествовать (ответы детей).
Приглашаю вас пройти в автомобиль.
Дети рассаживаются на лавочках напротив мультимедийного проектора.
4 слайд «Лес»
Что вы видите в окнах нашего автомобиля? (Лес)
Лес – наше главное богатство.
5 слайд «Разновидности леса»
Вы знаете, какие бывают леса? (леса бывают хвойные, лиственные и смешанные).
Какие хвойные, лиственные деревья растут в нашем лесу? (Ответы детей).
6 слайд «Кедр»
Как называется хвойное дерево в нашем крае, дающее орехи? (Кедр).
Какую пользу оно приносит?
Дети рассказывают о пользе кедра по моделям.
Кедр- дом для животных и птиц, в густой хвое они укрываются от холода и врагов;
Кедр кормит животных, птиц и человека;
Кедр лечит людей от болезней. Смолистый сок – живица очищает и заживляет раны; чай из хвои кедра снимает усталость; запах хвои убивает микробы;
В кедровых орехах много витамин, они очень полезны.
Из кедровых орехов варят кашу, делают халву, сливки, конфеты, ореховое молоко, кедровое масло, которое добавляют в консервы, зубную пасту;
Из древесины кедра изготавливают мебель, карандаши, посуду, музыкальные инструменты.
Воспитатель: Отлично! Чтобы не исчезли наши кедровые леса, надо знать главное правило леса. Какое, подскажите мне? («Дай лесу больше, чем взял от него!») Да, лес нужно беречь. А кто может его защитить? (Человек). Правильно, но есть и другие защитники леса. О них вы узнаете, если правильно отгадаете загадку. (В лесу живут, нам песни поют).
7 слайд «Птицы нашего леса»
Загадки: Эта птица помогает кедру расселяться в лесу(кедровка); лесной доктор (дятел); грудка ярче, чем заря, у кого? (у снегиря)
Какие птицы еще живут в нашем лесу? (Ответы детей.)
Как птицы защищают лес? (Очищают леса от вредных насекомых; разносят семена растений и деревьев).
Воспитатель: Вот мы и помогли Буратино пройти первый уровень игры.
Предлагаю вам выйти из автомобиля и прогуляться по лесу.
Физкультминутка:
Только в лес мы вошли
Появились снегири.
Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Впереди из- за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим
На носочках пробежим.
Дальше по лесу пошли
Во второй тур игры пришли.
8слайд «Символ воды»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что обозначает этот знак? (вода)
9 слайд «Река Витим».
Дальнейший путь проложен по воде. Какие реки нашего края вы знаете? (ответы детей).
Мы с вами отправимся в плавание по реке Витим.
Давайте вспомним с вами правила поведения в лодке.
Перед тем как сесть в лодку, надо убедиться в ее прочности, а еще проверить, есть ли весла, спасательный жилет.
Нельзя перегибаться через борт лодки.
Нельзя хвататься за ветки деревьев, мимо которых вы проплываете.
Пальчиковая игра «Лодка»
Какая рыба водится в наших реках?» (Хариус, ленок, таймень, налим, валек)
10 слайд
Игра «Найди лишнюю рыбку»
Расскажите, какая рыба не водится в наших водоемах? (ответы детей)
Что произойдет с рыбами, если в речку попадет мусор, бензин? (Ответы детей.)
Давайте посмотрим, что будет с водой, если в нее попадет бензин или машинное масло.
Опыт «Бензин в реке»
Воспитатель: В таз с водой наливаем машинное масло. Что произошло? (Масло образует пленку на поверхности воды, воздух не поступает в воду. Рыбы могут погибнуть.)
Как вы думаете, чем человек может помочь реке и рыбам, которые в ней живут? (Не бросать мусор в реку, не выбрасывать удобрения, не мыть в реке автомобили.).
Воспитатель: Вот мы с вами и прошли второй уровень игры.
Следующий уровень нашего путешествия самый сложный – уровень Лесной тропы.
11 слайд
Игра «Следопыт»
Воспитатель: Определите, кто из животных мог оставить эти следы?
Дети определяют следы медведя, зайца, лося, волка.
12 слайд «Животные нашего края»
Каких животных нашего края вы еще знаете?
Продолжаем путешествие дальше.
Физкультминутка:
Мы шагаем друг за другом
Лесом и волшебным лугом.
Мы шагаем, не скучаем,
Все преграды преодолеваем (шагают),
Перепрыгиваем кочки (прыгают с кочки на кочку)
И корявые пенечки (идут, высоко поднимая колени).
Все преграды мы пройдем (шагают)
И в Витмский заповедник мы придем. (13 слайд)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое заповедник? (ответы детей). Заповедник- это удивительное место, где природа замечательная, а зверям и птицам раздолье. Здесь не рубят леса, не рвут цветы и ягоды, не ловят бабочек и рыб, не охотятся на зверей.
В заповедник приходят только на экскурсию, где знакомятся с его обитателями.
Все растения и животные находятся под строгой охраной. Сохранение природы важно не только для нашего края, но и для всей планеты.
14 слайд «Озеро Орон»
Перед вами прекрасное озеро Орон. Орон младший брат Байкала. Вода в озере очень чистая, прозрачная и мягкая. Берега окружены высокими, живописными гольцами.
15, 16 слайд «Растения заповедника»
Какие растения вам знакомы? Какие занесены в Красную книгу?
17, 18 слайд «Птицы Витимского заповедника»
Перед вами птицы Витимского заповедника- черный аист, орлан, глухарь, клест- еловик. Они занесены в Красную книгу.
19, 20 слайд «Животные заповедника»
Каких животных вы узнали? (россомаха, горностай, куница, лось, рысь).
А это- соболь, пушистое золото нашего края. У него очень ценный мех, из которого шьют соболиные шапки, шубы. Животных осталось очень мало, поэтому соболь занесен в Красную книгу.
21 слайд «Берегите природу»
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни…
Воспитатель: Вот мы с вами и помогли Буратино пройти все три уровня игры. Какой уровень игры вам понравился больше всего? Почему?
|