Типы проектов в ДОУ
Слайд 2
Метод проектной деятельности, основываясь на
личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию детей, развивает
познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки
сотрудничества.
Основной целью
проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности ребенка,
которое определяется задачами развития и задачами исследовательской
деятельности детей:
Слайд
3
Задачи
развития:
v обеспечение психологического благополучия и здоровья
детей;
v развитие познавательных способностей;
v развитие творческого воображения;
v развитие творческого мышления;
v развитие коммуникативных навыков.
Слайд 4
Задачи
исследовательской деятельности:
Ø
вхождение детей в
проблемную игровую ситуацию;
Ø
активизация
желания искать пути разрешения проблемной ситуации;
Ø
формирование
начальных предпосылок исследовательской деятельности;
Ø
формирование
предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
Ø
развитие умения
определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и
самостоятельно;
Ø
формирование
умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с
использованием различных вариантов;
Ø
развитие желания
пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в
процессе совместной исследовательской
деятельности.
Слайд 5
Типы проектов отличаются разнообразием. В. Килпатрик,
например, называет четыре вида:
v созидательный (производительный);
v потребительский;
v решение проблемы (интеллектуальных затруднений);
v проект – упражнение.
К концу XX века получили
развитие новые проекты. Е. Полат характеризует проекты в соответствии с их
типологическими признаками: количеством участников, доминирующим методом,
характером контактов, способом координации, положительностью.
Ориентируясь на эти признаки, автор предлагает свой
вариант типологии проектов, актуальных для дошкольного образования.
Слайд 6
1. По доминирующему методу:
·
Исследовательские
·
Информационные
·
Творческие
·
Игровые
·
Приключенческие
·
Практико-ориентированные
Слайд 7
Исследовательские проекты
- требуют четкой структуры, обозначенных целей,
актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости,
продуманных методов обработки результата. В последние годы исследовательские
проекты активно завоевывают пространство образовательных учреждений.
Слайд 8
Информационные проекты
Цели: собрать информацию о каком – то объекте,
явлении, а потом ознакомить с ней участников, проанализировать и обобщить
наблюдаемые факты.
Структура информационного проекта: получение и
обработка информации, результат (доклад, альбом с рисунками и фотографиями),
презентация.
Слайд 9
Творческие
проекты
Они не имеют детально
проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только
намечается и далее развивается, подчиняясь конечному результату, интересам
участников проекта. Воспитатели и дети договариваются о форме представления
результатов (сказка, фильм, драматизация, праздник, оформление интерьера).
Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в
виде сценария фильма, программы концерта. (Раздать таблицу).
Слайд 10
Игровые (приключенческие) проекты
Структура игровых проектов только намечается,
участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и
содержанием. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои,
имитирующие социальные или деловые отношения в придуманных ситуациях.
Степень творчества в таких проектах высокая, но доминирующим видом
деятельности все – таки является игровая.
Слайд 11
Практико-ориентированные
проекты
Их отличает четко обозначенный
ожидаемый, ориентированный на социальные интересы, результат деятельности
участников. Практико-ориентированный проект требует хорошо продуманной
структуры и организации работы на отдельных этапах (корректировка усилий,
обсуждение результатов и способов их внедрения в практику, оценка проекта).
Слайд 12
2. По характеру содержания:
§ Включают ребенка и его семью
§ Ребенка и природу
§ Ребенка и рукотворный мир
§ Ребенка, общество и его культурные ценности
Слайд 13
3. По характеру участия ребенка в проекте:
Заказчик
Эксперт
Исполнитель
Участник от зарождения идеи до получения результата
Слайд 14
4. По характеру контактов:
v Осуществляется внутри одной возрастной группы
v В контакте с другой возрастной группой
v Внутри ДОУ
v В контакте с семьей
v Учреждениями культуры
v Общественными организациями (открытый проект)
Слайд 15
5. По количеству участников:
Ø Индивидуальный
Ø Парный
Ø Групповой
Ø Фронтальный
Слайд 16
Индивидуальный проект
Выполняется автономно,
предназначен для обогащения культурного опыта ребёнка; с его помощью
отслеживаются способности преодолевать препятствия в решении проблемы
(сочинение и иллюстрирование сказки). Ценность индивидуального проектирования
неоспорима, поскольку ребёнок учится проявлять инициативу, переживать ошибки и
достижения, демонстрирует способности.
Парный проект
Осуществляется парой (парами)
участников. Дети приобретают навыки сотрудничества, учатся действовать вместе
на одном пространстве, решают общую проблему, выбирают адекватные способы решения.
Групповой проект
Осуществляется группой участников от 3 до 10 – 12 человек.
Фронтальный (коллективный) проект
Выполняется всем коллективом.
Слайд 17
6. По продолжительности:
ü Краткосрочные - направлены на решение небольшой проблемы или части
более крупной. Они могут быть реализованы на одном или нескольких специально
организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной
детской деятельности (исследование свойств льда; изучение деятельности
художника в мастерской). /От 1-2 недель
до месяца/
ü
Средней продолжительности - Рассчитаны на решение проблемы в
течение нескольких дней, недель (подготовка к празднику, путешествию; сочинение
и постановка сказки). /2 – месяца/
ü
Долгосрочные - (от
1 до нескольких месяцев). Решают крупную проблему, для преодоления которой
требуются усилия и достаточное время (например, исследование своей
родословной).
Слайд 18
В практике современных дошкольных учреждений
используются следующие типы проектов:
Игровые
проекты:
v «Игра путешествие в прошлое вещей»;
v «Космические приключения»;
v Сюжетно-ролевые игры: «Театр», «Детский сад»;
v Игра «Строим детский сад будущего». «Строим город
своей мечты»;
v «Игра-путешествие в подводное царство» и др.
Слайд 19
Творческие:
Осенний (зимний, весенний) вернисаж;
Музыкальная сказка «Наши добрые соседи»,
Фестиваль искусств «Весенняя капель».
Слайд 20
Познавательные:
Ø «Путешествие в Царство Математики»;
Ø «В гостях у Букваежки»,
Ø «Наши пернатые друзья»;
Ø КВН;
Ø Конкурс альбомов «Это я»;
Ø «Красная книга»;
Ø «Роль витаминов в жизни человека»;
Ø «Творчество А.С. Пушкина». |