Стихи к упражнениям для автоматизации изолированных звуков
Свистящие
¨ В санки язычок уселся,
Сам сегодня он оделся,
В зубки горкой,
Упершись, собрался,
И-И-И - стрелой с горы помчался,
Губы улыбаются,
Зубы размыкаются –
И-И-И-С-С-С.
¨ Под скорлупкою секрет:
Т-С-Т-С, разбуди - найдешь ответ.
В скорлупе щелчок,
Треск - родился малышок.
Т-С-Т-С, Ц-Ц-Ц-Ц.
¨ Загудел комарик тонко:
3-3-3 - поет он звонко,
Повторяйте много раз
Резвым мошкам свой рассказ.
Шипящие
§ Пусть не хвастает змея –
Чашечка у нас своя,
Губы трубочкой тяни,
Язычок приподними,
Теплый воздух пропусти,
Зашипи попробуй громко,
Отползай, змея, в сторонку –
Ш-Ш-Ш.
§ Ж-Ж-Ж - пчелка зажужжала,
На цветок направив жало.
§ В путь пора нам собираться,
С ветерочком покататься,
Чуть прислушайся, малыш,
ТЬ-Ш, ТЬ-Ш, ТЬ-Ш,
Ч-Ч-Ч-Ч-Ч.
§ Веет свежий ветерок:
Ш-Ч-Ш-Ч-Ш-Ч,
Он в дороге нам помог –
Щ-Щ-Щ.
[Л] и [Р]
ª Парусом язык подняв,
Плотно к нёбушку прижав,
Звук Ы-Ы долго потяни,
Среди волн мы не одни.
Звук Л-Л-Л прячется в воде,
Мы найдем его везде.
ª Язычок дрожит упруго,
Наш Барбосик встретил друга,
Р-Р-Р - рычат они друг дружке,
Потому что друг - подружка.
Среди нарушений звуковой системы речи дефекты звуков [р], [р'] наиболее распространены и труднопреодолимы. Для них можно предложить последовательные упражнения в виде иллюстраций. Упражнения проводятся по следам уточненных названий органов артикуляции и сформированных умений управления их движениями.
Постановка осуществляется при помощи механического вызывания дрожания кончика языка. Вибрация производится зондом или индивидуальной соской, натянутой на твердый предмет.
Родители дают ребенку инструкции:
- работай с палочкой 1-2 мин. Каждое занятие отмечай новой иголкой на шубке ежонка;
- работай с палочкой 2-4 мин. Каждый раз отмечай новый лепесток на ромашке;
- работай с палочкой 4-6 мин. Каждый раз запускай новую рыбку в аквариум и т.д.
Колебательные движения зонда или соски могут производиться снизу-вверх, либо вправо-влево. Важной составляющей выполнения упражнений является повышение активности и самостоятельности ребенка. Время занятий должно постоянно увеличиваться. Для привлечения внимания и создания системности можно использовать такую похвалу: «Получился звук, поздравляю! С днем рождения звука [Р]! Отправляемся в гости к звуку».
|