УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
«КОРРЕКЦИЯ
РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ
НА
ДОШКОЛЬНОМ ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ»
Формирование звукопроизношения рассматривается как
одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной
формой речи. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие ее тематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития
ребенка дошкольного возраста с речевой патологией как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем, при обучении в массовой школе, а
также его социализации.
Учебная программа дает
возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая
единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.
Логопедический
пункт
при четкой организации обладает высокой эффективностью коррекционного
воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе. Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа, результативна и малозатратна.
Опыт
функционирования дошкольных логопедических пунктов в условиях Крайнего
Севера показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и
подгрупповых занятий и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая
требования к организации режима дня и учебных занятий, максимальный
объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы,
допустимые СанПиН. Продолжительность занятий с детьми 6-го года жизни - 25
минут, 7-го года жизни - 30 минут.
Цель
программы -
сформировать полноценную
фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие
и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные
умения и навыки
в различных ситуациях.
В
процессе коррекционного обучения детей-логопатов решаются следующие
задачи:
•
раннее выявление
и своевременное
предупреждение речевых нарушений;
•
воспитание
артикуляционных навыков звукопроизношения и
развитие слухового восприятия;
•
подготовка
к обучению грамоте, овладение
элементами грамоты;
•
воспитание
грамматически правильной связной речи;
•
формирование навыков
учебной деятельности;
• осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ, специалистами детской поликлиники и медицинских учреждений.
Учебный год в дошкольных образовательных учреждениях охватывает период с октября по начало мая. В итоге нарушается
последовательность и системность коррекционного обучения дошкольников. При составлении планирования логопедической работы
следует учитывать названные причины и
обусловленные ими трудности
коррекционно-развивающего обучения в
дошкольном логопункте.
Следует отметить, что порядок изучения звуков и количество занятий, отведенные на эту работу, могут меняться по усмотрению логопеда. При изучении наиболее употребляемых в разговорной речи лексико-грамматических категорий все занятие посвящается одной теме. С детьми проводятся комплексные занятия, в которые включаются игры и упражнения, позволяющие формировать и развивать:
•
интерес
к логопедическим занятиям;
•
звукопроизношение;
•
фонематическое
восприятие;
•
артикуляционный
праксис и мелкую моторику;
•
речевое
дыхание;
•
психические
процессы (память, мышление,
внимание);
•
лексико-грамматические
категории;
•
связную
речь. |