Закрепление звука [л] в словах в сильной позиции
Закрепление звука [л] в начале слова.
1. Игра «Покажи и назови».
Детям показывают коробку с предметами, игрушками или картинками, в названии которых звук [л] находится в начале слова в сильной позиции. Предлагается по очереди доставать предметы и, показывая всем, громко называть их. Названия отдельных предметов повторяют все дети вместе, важно, чтобы дошкольники голосом выделяли звук [л], произнося его несколько длительнее других звуков.
Предметы и картинки:
а) лапа, лак, лань, лапоть, лампа, лавка, ландыши, ласточка;
б) логово, лоб, лом, лось, лошадь, локоть, локон, лодка, ложка, ломтик;
в) лыжи, лысина, лыжный (костюм), лыжник;
г) лужа, лупа, луч, лук, луковица.
2. Игра «Превращение». Дошкольникам предлагается заменить первый звук в слове на звук [л].
Например: таз-лаз, мак-лак, дом-лом, бак-лак, папа-лапа, кокон-локон и др.
Закрепление звука [л] в конце слова.
1. Игра «Что ты делал?».
Дети по очереди называют слова-действия, отвечая на вопрос: «Что ты делал?». Например: шел, ел, мыл, давал, читал, писал, сидел, думал, видел, спал, носил и др.
2. Игра «Найди нужную картинку».
Дети рассматривают и называют картинку. Затем логопед дает инструкцию: «Сейчас я буду называть предложения, в которых не хватает слов, обозначающих предметы, изображенные на этих картинках. Подумайте, какого слова не хватает и добавьте его». Например: мальчик взял (пенал); на столе стоял (бокал); в упряжке стоял (вол); учительница держала в руке (мел); футболист забил в ворота (гол) и др.
Закрепление звука [л] в середине слова
1. Игра «Что я видел?».
На числовую лесенку выставляют 4-5 игрушек (юла, белка, кукла, флажок, клоун). Вызванный ребенок запоминает порядок их расположения, поворачивается лицом к детям и говорит: «Я видел юлу, белку, куклу, флажок, клоуна». Дети проверяют правильность порядка называния игрушек.
2. Игра «Что прибавилось?».
На столе 4 предмета или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет, что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком [л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун, волк, белка и др.
3. Игра «Добавь звук».
Детям предлагают вставить в названное слово звук [л] так, чтобы получилось новое слово. Например: коты - котлы, пока - полка, сон - слон, пот - плот, осы - ослы, козы - козлы, узы - узлы.
4. Игра «Образуй родственные слова».
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.
5. Игра « Посчитай-ка».
Детям предлагают посчитать нарисованные предметы.
Например: одна лодка, две лодки, три лодки, четыре лодки, пять лодок и т.д.
Закрепление звука [л] в словах в безударной позиции
Закрепление звука [л] в начале слова.
1. Игра «Превращение слов».
Детей просят заменить первый звук в словах так, чтобы получилось новое слово. Например: роза - лоза, кучи - лучи, коза - лоза, рампа - лампа и др.
2. Игра «Всезнайка».
Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются со звука [л].
Например:
- Каких ты знаешь животных на звук [л]?
- Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
- Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
3. Игра « Кто больше».
Логопед просит отобрать и назвать картинки с изображением растений (цветов, игрушек, животных), в названии которых имеется звук [л] в начале слова. Например: лаванда, лосенок, лошадка, лопух и др.
4. Игра «Умные часы».
На циферблате вместо цифр расположены картинки со звуком [л]. Ребенку предлагают, устанавливая стрелку напротив картинки, назвать ее. Например: лопата, ладонь, ладья, лаванда, лосось и др.
Закрепление звука [л] в конце слова.
1. Игра «Веселый поезд».
Перед детьми поезд с игрушечными пассажирами, в названии которых есть звук [л]. Дошкольникам предлагают назвать их. Например: осел, козел, вол, мул.
2. Игра в мяч.
«Я называю слово и кидаю тебе мяч, ты присоединяешь к началу слова частичку вы- (по-) и возвращаешь мне мяч».
ВЫ + дал, пил, мыл;
ВЫ + кинул, линял, бежал;
ВЫ + гнал, гладил, бил.
3. Игра «Скажи про мальчика».
«Я говорю про девочку, а ты про мальчика». Например: девочка падала -мальчик падал, топала - топал, вывела - вывел, вынула - вынул, вымыла - вымыл, видела - видел, бегала - бегал и др.
Закрепление звука [л] в середине слова.
1. Игра «Кто больше?».
Детям предлагается сюжетная картинка (например, «Магазин»), на которой изображены предметы с заданным звуком. Требуется назвать картинки, в которых данный звук находится в середине слова. За каждое правильно названное слово дается фишка. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Например: мыло, кукла, масло, плакат, алфавит, халва, платок, пластинка, флажок, молоко.
2. Игра «Один - много».
«Я говорю про один предмет, а ты говоришь про много предметов».
Например: бокал - бокалы; пила - ...; пенал - ...; канал - ...; плот - ...; дятел - ...
3. Игра «Чего много».
«Скажи, чего много?»
Например: палуба - ..., малыш - ..., шалаш - ..., желудь - ... и др.
4. Игра «Добавь слово».
Предлагается закончить предложения, назвав картинку.
Клава мыла ладони ...(мылом).
Лада надела на голову белый ... (платок).
Слава мыл палубу на... (теплоходе) и др.
- Игра «Знаешь ли ты?».
Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы.
Например:
Продукты питания - сало, масло, колбаса, халва.
Транспорт - теплоход, тепловоз, велосипед.
Овощи - свекла, баклажан и др.
6. Игра «Чудо-дерево».
Детям предлагается украсить дерево игрушками, картинками, в названии которых имеется звук [л]. Например: белочка, платок, флажок, блокнот, хлопушка, пластинка.
При формировании звуковой стороны речи у детей с легкой степенью дизартрии, должна учитываться степень слоговой трудности предлагаемого лингвистического материала, что способствует не только закреплению поставленных звуков, но и освоению ритмики слова.
У детей с рассматриваемой речевой патологией формируемый звук прежде рекомендуется вводить в наиболее употребительные в речи короткие слова, начиная работу с первых слоговых структур, усваиваемых детьми в онтогенезе речи: СГ - СГ, СГС, СГ; и др.
Проиллюстрируем постепенное нарастание слоговой трудности лингвистического материала на примере формирования правильного произношения звука [л] в словах.
Игра в мяч
«Я называю слово и кидаю тебе мяч, ты присоединяешь к началу слова частичку по- и возвращаешь мне мяч».
по + дал, пил, бил, мыл;
по + кинул, линял, бежал;
по + гнал, рвал, гладил. |